Саратовские новости
Общественное мнение

Счастливый путь!.. С лицейского порога...

22 июля 2001г.

Родители лицеистов предупреждают: не повторяйте наших ошибок!

Материал Марины Симоновой “Школьный базар”, вышедший в майском номере “Общественного мнения”, вызвал неоднозначную реакцию читателей журнала. Спектр гневных откликов был цветист. Речи оскорбленных педагогов горячи. Особенно поразила короткая устная рецензия: “статья написана в жанре жесткого порно”. Были и упреки в бездоказательности. Раз нет упоминаний конкретных школ и вузов, значит, вся статья – плод авторских измышлений и детских обид. Родители, напротив, посчитали ее неоправданно мягкой: “все так, только у нас еще хуже”. Редакция выражает признательность всем, кто не счел за труд высказать свое мнение, а также читателям, увидевшим в журнале издание, для которого нет закрытых тем. Статья, предлагаемая вашему вниманию сегодня, заранее не планировалась. Она — результат обращений родителей воспитанников двух учебных заведений. По чистому совпадению названные ниже образовательные учреждения имеют один и тот же статус — лицей. Надеемся, изложенные в материале факты покажутся достаточно убедительными как читателям, отдающим предпочтение статьям, имеющим привязку к месту действия, так и правоохранительным органам. А также не оставят равнодушными выпускников девятых классов, решающих завершать среднее образование в так называемых инновационных учебных заведениях.

Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы


Ай да Пушкин, ай да... талант! Не было бы у знаменитого лицеиста золотого пера, не написал бы он в позапрошлом веке “Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село”, глядишь, современные учебные заведения и не обвешались бы вывесками “ЛИЦЕЙ”. Слово красивое, традиции богатые. Ученики гордятся, учителям — престиж и доплаты, да и родители довольны: лицеисты же – почти студенты. Такая вот новая традиция, очень приятная. Только недолговечная — в этом году лицеи начали отказываться от взятых на себя обязательств по зачислению контингента в соответствующие вузы. В одних лицеях родителям предложили подписать странные бумаги, а кое-где речь шла о перезаключении договоров. И по этим документам выходит, что лицеисты вовсе не “почти студенты”, и путь к вузовским аудиториям для них столь же тернист, как для выпускников обычных средних школ. “А за что же мы платили?” — возмущаются родители. За традиции, за вывеску, за гордое звание лицеиста. Сам Пушкин его носил... Ах, если бы не Пушкин...
Конечно, поэт не виноват, что в России вновь появились платные образовательные услуги. Школы и вузы решили законно подзаработать на желании родителей без особых хлопот превратить вчерашних школьников в студентов. С самого начала лицеи создавались как платные подразделения институтов, где дети получали наряду с базисным средним образованием более глубокие знания по профилирующим предметам, которые им предстояло сдавать на вступительных экзаменах. Идеальный вариант, если ребенок хорошо успевал в школе, мог пройти в лицее конкурсный отбор, а родители располагали средствами, чтобы два года оплачивать его учебу. Впрочем, попадали в лицеи дети и при наличии одного второго условия. Но не это важно. Главное, что в договоре, который подписывали администрация лицея и родители, было черным по белому прописано: “Исполнитель зачисляет выпускника лицея на первый курс”. Все прочее — формальности, не стоящие внимания.
Вот так же невнимательно в прошлом году просмотрели договор, заключаемый с Саратовским государственным социально-экономическим университетом, родители сегодняшних учеников экономического лицея. И были не правы. Сей любопытный документ содержит несколько противоречивых формулировок, что для бумаги, имеющей юридическую силу, недопустимо. Если учесть, что подготовлен он вузом, в котором учат будущих экономистов, то оплошность или недоразумение исключены. Так, пункт № 1.1.4.1. договора гласил, что “исполнитель”, то есть социально-экономический университет (лицей не имеет самостоятельного юридического лица и лицензии) “зачисляет выпускника лицея на I курс университета: на места, финансируемые из средств федерального бюджета...”. И далее по тексту договора: “...по общему конкурсу на основе оценок, полученных на единых экзаменах (совмещенной итоговой государственной аттестации в экономическом лицее, одновременно являющейся вступительными экзаменами в университет) или на основе оценок, полученных на вступительных экзаменах, сдаваемых с общим потоком абитуриентов”. Поскольку в лицей поступили детки умненькие, “лучшие из лучших”, как их называли преподаватели на празднике “Дня открытых дверей”, а, кроме того, лицей обязался обеспечить учащимся “необходимые условия для приобретения знаний на уровне современных требований в соответствии с государственным образовательным стандартом”, сомневаться, что лицеисты наберут необходимый проходной балл на выпускных экзаменах, не приходилось. А значит, получение высшего образования могло обойтись малой кровью: 26 тысяч рублей. Именно столько, согласно договору, стоили два счастливых лицейских года (по тринадцать “штук” на каждый). Рассудив, что это все же меньше, чем пришлось бы потратить на взятки при поступлении на общих основаниях, родители поспешили подписать документы. Зря спешили, потому что на обратной стороне бумаги, в пункте № 4.1. “срок действия договора” стояли даты: “Начало 22 мая 2000 г. Окончание 20 июня 2001 г.”. Таким образом, срок действия договора истекал на год раньше, чем заканчивалось обучение в лицее. При этом родителям было предложено заплатить за два года вперед. Многие так и сделали. В документе оговаривалось, что сумма обучения могла увеличиться из-за роста цен, тарифов и заработной платы. Что собственно и произошло: за второй год обучения лицей запросил уже 16 тыс. рублей. Но тех, кто выложил всю сумму, индексация не касалась.

Новый договор, предложенный родителям в мае 2001 г., о гарантиях поступления в университет стыдливо умалчивал. Зато появилась фраза, что в случае, если лицеист на вступительных засыплется, его родители материальных претензий к “исполнителю” иметь не будут. Получив документ на руки, родители, мягко говоря, обалдели. Не слишком ли! 26 тысяч за сомнительный аттестат, с которым в другой ВУЗ не сунешься. Поясним, почему у лицеистов при поступлении в другие высшие учебные заведения возникли бы сложности. Аттестат государственного образца выдается средней школой. Университет на подобные действия права не имеет. Если учесть, что экономический лицей, являясь подразделением СГСЭУ, работает без образования юридического лица и соответствующей лицензии, то ценность аттестата с печатью университета вызывает большие сомнения. Как и ценность самого лицейского образования. Дело в обучающей программе, которая, упирая на гуманитарные науки, некоторые точные и естественные оставляла без внимания. Количество часов по ним было сокращено, не выдерживался даже федеральный стандарт. Конечно, будущий экономист не умрет без глубоких знаний физики и химии. Но для поступления на факультеты естественных наук в СГУ, например, если в “эконом” провалится, одних законов Ньютона и таблицы Менделеева, вбитых в голову школьными учителями, явно будет недостаточно. Покупаясь на гарантии поступления, родители лицеистов закрывали глаза на эти нюансы. Специализация требует жертв. Но по сути навязанная система лицейского образования есть нарушение закона о правах потребителя: некачественные услуги плюс нарушение договорных обязательств. Помимо всего прочего, ощущается здесь и привкус мошенничества. Конечно, родители с предложенным вариантом не согласились. Среди них оказались граждане, подкованные в юридических вопросах. Почти месяц они доказывали администрациям лицея и университета, что те не правы.

Запахло судом. И ученый совет удовлетворил все требования “заказчиков”-родителей: продлил действие первого договора. Спрашивается, зачем людям было нервы трепать? И к каким сюрпризам готовиться будущим лицеистам?

Вторая история еще более драматична, так как речь в ней пойдет о бывших лицеистах, в этом году закончивших лицей-интернат при Саратовском аграрном университете им. Вавилова.
Первой тревожной ласточкой был небольшой листок, который получил каждый лицеист в середине второго учебного года. Он содержал всего одно предложение: “В случае непоступления моего ребенка в аграрный университет, материальных претензий к лицею не имею”. Требовалась подпись родителей. Вскоре началась предварительная аттестация (тесты), которая вроде бы для вступительных экзаменов значения не имела, так как лицеисты должны были сдавать их наравне со всеми абитуриентами. Тесты дети сдали плохо. Некоторые родители считают, что оценки специально занижали, дабы отсеять “лишних”. Прошла информация, что лицей набрал большее количество учеников, чем мог принять университет. Исходя из этих оценок, ребят рассортировали на три группы: “А”, “В”, “С”. Попавшим в третью группу двоечников заявили, что им на поступление в университет можно не рассчитывать. Дети из второй группы лишались права выбора факультета и должны были довольствоваться тем, что предлагал вуз. А вуз предлагал непрестижные специальности, о которых ни лицеисты, ни их родители, выкладывавшие ежемесячно по 800 рублей, не мечтали. Недовольным посоветовали искать обходные пути: “Сходите к директору, наверняка ваш вопрос можно решить”. Те, у кого на решение вопроса подобными путями денег не хватало, запаниковали. И было от чего. Как и в экономическом лицее, в аграрном детей готовили по специальным программам, где углубленное изучение одних предметов проводилось за счет сокращения часов других — непрофильных. Если ребенок усиленно занимался по физике и математике, то страдали биология с химией. И наоборот. Иностранный язык — один раз в неделю, физкультура вообще факультативно. Дети просиживали по три — четыре пары, а после уроков бегали заниматься к репетиторам, так что, естественно, на все остальное времени не оставалось. Родители были возмущены: “За что мы платили деньги! Мы бы и после школы на общих основаниях спокойно поступили, в крайнем случае – с репетиторами дополнительно позанимались бы. А так здоровье у детей угробили, нервы истрепали и деньги, получается, на ветер выкинули. Лицей — ни знаний, ни культуры!”.

Кстати, о культуре, вернее, о том, что под этим словом подразумевают в аграрном лицее. Каждый год родители сдавали по 800 руб. в культурный фонд. Четыре раза были в театре, один на экскурсии в метеоцентре, получили новогодний подарок. Это 800 рублей не стоит — были заинтригованы родители. Тайна культурного вклада открылась на последнем звонке, когда традиционную церемонию нарушил показ мод. На сцену поднялись девочки-лицеистки в вечерних открытых платьях. Кульминацией шоу было дефиле самой директрисы в пышном платье и шляпе с перьями. “А вот так я ходила по Парижу!” — триумфально закончила Галина Коннычева школьный праздник (неизгладимый след от недавнего вояжа). Правда, родители лицеистов были лишены удовольствия лично насладиться показом мод — на торжество их не пустили. Вот бы обзавидовались! Для выпускного бала лицей снял цирк, где, опять-таки, вопреки традициям, выпускники были в роли не участников, а зрителей. 570 принарядившихся юношей и девушек с семи вечера до трех часов утра наблюдали шоу в исполнении директора лицея и ректора университета, изредка прерываемое бальными композициями. Праздничных столов не накрывалось, мороженое и лимонад разносили за деньги. Цирк.
В общем-то все закончилось вполне счастливо, родители лицеистов подключили связи, напугали судом и отвоевали у администраций право для своих детей на счастливое студенчество. Спрашивается, чего огород городить?

Оговоримся: когда материал уже был написан, некоторые родители, инициировавшие его подготовку, но сумевшие уладить спорные вопросы, настоятельно просили редакцию воздержаться от публикации. Боялись неприятностей. Тем не менее “Общественное мнение” приняло решение придать вышеописанные факты огласке. Во-первых, какой-то процент лицеистов в итоге вылетел на улицу либо они были вынуждены принять кабальные условия. Во-вторых, беспокойство вызывает ясно просматривающаяся тенденция: при росте количества платных образовательных услуг, шкала наших прав на их качественное исполнение год от года уменьшается.
Проявляемое общественностью и фискальными органами равнодушие к проблеме наводит на мысль, что процесс этот может продолжаться до бесконечности. Вам все равно? Нам нет.

P.S.
Июль – месяц поступлений в вузы, потому закончить разговор хотелось несколькими чисто практическими моментами, касающимися цифр и тенденций. Общеизвестно, что за поступление ныне приходится платить, и количество альтруистических (читай – с бесплатным поступлением) вузов и факультетов сокращается ежегодно с впечатляющей скоростью. Однако новация нынешнего сезона поступлений еще и в том, что приходится платить не за зачисление в целом, а поэкзаменационно. Еще одна свежая тенденция – платные и бюджетные отделения некоторых престижных вузов сравнялись и самим фактом поступления за взятку, и ее размерами. Таким образом, уничтожается сама суть дифференциации отделений по финансовому признаку. Наконец, рынок теневых образовательных услуг в Саратове в ценах практически сравнялся с аналогичным московским. Ну, а теперь цифры по основным вузам Саратова. (Добытые путем опросов абитуриентов студентов родителей, работников вузов. Ответственно заявляем, что собеседников у нас было больше сотни. Тем не менее за точность цифр не ручаемся).

“УНИВЕР”. Чаще всего назывались суммы 40-50 тысяч за поступление (в зависимости от факультета и, в немалой степени, от того, насколько близко ты подобрался к верхушке посреднической пирамиды, цены могут колебаться и падать примерно в 1,5 раза во втором случае). Маленькая сенсация сезона – поступление на факультет журналистики обойдется в $3000 – не зря филфак в лице воевал за отделение журналистики с “соцгумом”, ох не зря. Почему-то в большом фаворе такая странная на наш взгляд специальность, как “Социокультурный сервис и туризм” (около $ 2000) Наконец, мехмат, на который еще в прошлом году можно поступить “по знаниям”, окончательно избавился от всех родимых пятен альтруизма ($ 1000).
Надо заметить, что университетские цены достаточно характерны и для других саратовских вузов типа “аграрного”, “педа” и т.п. В “сельхозе” любят брать “борзыми щенками”, чего не скажешь о вузах типа эконома, где бартера не признают.

“ПОЛИТЕХ”. От 9 до 15 тысяч за экзамен (27-45 тысяч за все). Самые престижные факультеты (архитектурный, экономический) имеют и самые длинные посреднические цепочки, а, следовательно, чреваты и большими затратами. Связано это с тем, что “политех” – один из немногих вузов (можно еще назвать ПАГС), где руководство, похоже, всерьез борется с практикой взяток и блатов. Да куды там...

“ЭКОНОМ” Порядка $ 2000 за экзамен (170 тысяч за все). Столь высокие расценки, свидетельствуют знающие люди, рождены не столько спросом, сколько множеством “блатных”, поступающих по “ректорским” и “проректорским” спискам. Бывает, что и “с улицы” поступают дешевле. Любопытно другое – народ о стоимости поступления распространяется не очень охотно: видимо. потому, что небезопасно иной раз сказать, будто ты в состоянии отдать 5-6 тысяч баксов.

“МЕД” Самый дорогой факультет – традиционно стоматологический. Поступление в прошлом году по неофициальной информации колебалось в пределах стоимости отечественной машины типа “девятки” и “десятки”. На остальные факультеты поступают дешевле. Один наш собеседник поступил на лечфак за $3000. В этом году по факультетам поступление обходилось примерно в 40-60 тысяч рублей. Цепочки посредников в этом году удлинились, – возможно, в связи уголовными делами против руководства вуза и пристальным вниманием к “меду” со стороны правоохранительных органов.

В вузе, готовящем госслужащих, бюджетных мест немного, и туда непросто поступить даже за деньги – необходимо иметь связи. Однако можно сказать с известной долей вероятности, что уровень цен немного ниже “экономовских”, т. е. придется платить не меньше $1000 за экзамен.

Юридический — уровень цен “экономовский” и даже иногда выше. Длинные цепочки (5-6 посредников). Всегда сохраняется вероятность того, что “кинут”.

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...