Саратовские новости
Русско-российский проект

Русско-российский проект

4 августа 2001г.

Русско-российский проект – научно-исследовательская и рекламно- идеологическая программа. Это проект-сценарий выхода России из кризиса и управляемого органического и устойчивого прогрессивного развития русско-российской цивилизации в ХХI веке. Предлагаемая методология должна обеспечить принципиально новое, целостно-синтетическое видение исторической судьбы России, вбирающее в себя все известные концепции (славизм, византизм, евразийство, либерализм, постиндустриальный и демократический социализм, концепция “догоняющей модернизации” и социальной демократии) с дополнением их современными подходами на основе признания экзистенциальной открытости исторического бытия. Цель проекта – разработка и рекламно-идеологическое оформление стратегии модернизации, наиболее адекватной социокультурным основаниям русско-российской цивилизации и ее историческому пути, преодоление на этой основе кризиса идентичности и культурно-цивилизационного раскола общества, консолидация народов России в единую нацию, духовная, культурная и нравственно-политическая мобилизация граждан.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ И НОВОГО КУРСА РЕФОРМ НА ОСНОВЕ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО- ЦИВИЛИЗАПИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ “СРЕДНЕГО КЛАССА” , ЯДРО КОТОРОГО СОСТАВЛЯЕТ РАЦИОНАЛЬНО МЫСЛЯЩАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ;
• ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ;
• РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДОВ РОССИИ В ЕДИНУЮ РУССКО-РОССИЙСКУЮ НАЦИЮ.

Организационная сторона проекта

В организационном плане предполагается развернуть информационно-аналитическую работу вокруг процесса подготовки и обсуждения программы выхода страны из кризиса в форме проекта-сценария развития России в XXI веке. При этом предполагается, что достижению заявленных целей будет способствовать не только сам по себе текст программы, но и процесс ее обсуждения. Эффективность проекта зависит от того, насколько удастся в центре и регионах организовать масштабную диалог-дискуссию по поводу заявленных проблем. Авторы проекта надеются, что предлагаемая методология и парадигма мышления позволит поставить исходные проблемы и направить их обсуждение таким образом, чтобы разнонаправленные смысловые установки и позиции не гасились в столкновениях и противостоянии, а давали бы вектор к объединению на началах и принципах культуры мышления центризма как идеологии XXI века. Залог успеха видится в том, чтобы программа “РРП” могла бы ассимилировать все конструктивные разработки в центре и регионах, чтобы идеи и концепции, разработанные в рамках Проекта воспринимались как приглашение к диалогу и сотворчеству, взаимному обогащению и дополнению.

Программно-аналитический институт Фонда “Росс XXI век” планирует создание механизма разработки стратегии и сценариев развития России в XXI веке, идеологического и экспертного обеспечения реализации Проекта, а также разработки, апробации и обсуждения законопроектов, законодательных инициатив депутатов органов представительной власти, обеспечения им информационной поддержки в СМИ”.

Содержательная сторона проекта.

В рамках общей концепции “РПЦ” выделяются концептуальные блоки.

1. Логико-методологический блок. Стратегия формирования культуры мышления, адекватной целям и задачам идеологии центризма. Концепция соборно-комплементарного метода мышления.

2. Философско-исторический блок. История и перспективы идеологии консервативного либерализма в России. Консервативный либерализм как идейно-теоретическая база идеологии центризма.

3. Социологический блок. Комплексное социологическое и социально-психологическое исследование менталитета, национального и культурно-цивилизационного самосознания населения страны.

4. Национально-идеологический блок. Стратегия формирования русско-российской национальной и культурно-цивилизационной идентичности.

5. Политико-юридический блок. Разработка законопроекта “О защите русско-российской идентичности” с учетом опыта принятия подобных законов во Франции, Канаде и других странах, а также опыта разработки законопроекта “О защите культурных традиций России”.

6. Формационно-экономический блок. Проблема формационной идентичности в современной России. Концепция русско-российского капитализма. Стратегия модернизации России. Духовно-идеологическая мобилизация и экономика.

7. Культурно-конфликтологический блок. Культурология как конфликтология цивилизаций. Проект-сценарий устойчивого развития России в горизонте возможного конфликта мировых цивилизаций. Концепция “русско-сибирской” цивилизации.

Содержательная сторона проекта в упрощенной и предельно концентрированной форме может быть сведена к трем вопросам, на которые предполагается дать развернутые и диалогически открытые ответы: Что происходит? Кто виноват? Что делать?

Развернутый ответ на первый вопрос дан в книгах А.И. Солженицына “Россия в обвале”, С. Сулакшина “Измена”, С. Глазьева “Геноцид. Россия и новый мировой порядок”, Д. Кьеза “Прощай Россия”. Тезисы, заявленные в этих книгах, полагаются исходным пунктом предлагаемой концепции.

Чтобы перейти ко 2-му вопросу нужно радикализировать 1-й вопрос уточнением: “Как это возможно?” (классическая после И. Канта форма проблематизации). На этот вопрос уже дан самый общий, по необходимости абстрактный ответ в книге “Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции”. В настоящее время традицию “Вех” развивают многие российские интеллектуалы: А.И. Солженицын, А. Панарин, С. Кара-Мурза и др. Близки замыслу проекта идеи В.Федотовой (статья “Необучаемые? “Вехи” и русская интеллигенция в реформах 1991-1998 годов”, “Н Г”, 30.06.99). Предполагается все эти наработки и идеи систематизировать и развить в идеологию экзистенциально-исторической ответственности интеллигенции за судьбу России, направленность и ход модернизации в стране. Мы считаем, что интеллигенция способна взять на себя ответственности как за трагический исход сегодняшних реформ, так и за их продолжение на основе принципиально нового курса и новой стратегии модернизации России.

Тезис об экзистенциально-исторической ответственности интеллигенции предполагается развить и дополнить тезисом о методологической ответственности интеллигенции за состояние общественного сознания и интеллектуальный климат в стране. Поэтому в рамках Проекта предполагается критическая рефлексия сознания интеллигенции и парадигмы мышления, адекватной реалиям кануна XXI века. Для этих целей предлагается актуализировать разработку и обсуждение концепции соборно-комплементарного метода мышления. Здесь мы уже переходим к ответу на вопрос “Что делать?”

Соборность и комплементарность мышления в осмыслении исторической судьбы России заключается в первую очередь в формировании особой установки, способности совмещать горизонты противоположных форм исторического видения: формационной, линейно-прогрессистской парадигмы и культурно-цивилизационной, циклической с дополнением их современными, неклассическими подходами, основанными на презумпции экзистенциальной открытости исторического бытия. Или, в другом формате мышления, в способности совместить, синтезировать две противоположные стратегии исторического творчества, который К.Манхейм назвал соответственно либерально-гуманистической и консервативной.

В отечественной традиции философской и социально-политической мысли к искомой установке в наибольшей степени приблизились авторы книг “Вехи”, “Из глубины”, а также Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин, И.Л.Солоневич и др. За рубежом заявленной установке в наибольшей степени соответствует опыт развития в ХХ веке стран Юго-восточной Азии и соответствующие варианты теории модернизации. Самое общее название для идеологии, основанной на данной установке идеологии – консервативный либерализм. Предлагается принять его в качестве идейно-теоретического основания политической культуры XXI века. Первая и главная проблема, которую призвана конструктивно разрешить идеология и методология центризма и консервативного либерализма – это проблема формирования новой национальной и культурно-цивилизационной идентичности России. Основная трудность здесь - вопрос о соотношении русского и российского. Мы считаем что подлинным решением проблемы является выдвижение на первый план задачи формирования именно русско-российской идентичности. При этом мы полагаем, что Россия изначально не может быть только государством-нацией. В некоторой степени (определяемой эмпирическим путем) Россия должна конституироваться как государство-цивилизация. Поэтому следует изначально ставить вопрос о формировании русско-российской нации и русско-российской цивилизации. Внутри русско-российской идентичности в можно выделить две доминанты: православно-славянская и евразийская. На основе анализа их взаимодополнительной связи и корреляции открывается возможность управлять процессом реинтеграции в рамках СНГ.

На основе предложенной концепции национальной и культурно-цивилизационной идентичности ставится проблема формационной идентичности. Для ее решения предлагается принять в качестве фундаментальной схемы членения исторического процесса обобщенную естественно-историческую модель общественного развития, сформулированную К. Марксом и модифицированную в XX веке представителями технологического детерминизма Г. Вебленом, У. Ростоу, Д. Беллом, О. Тоффлером и др. На этой основе доказывается релевантность тезиса, выдвинутого П.Б.Струве в 1894 году: “Нужно идти на выучку к капитализму” т.е., что России нужен капитализм. Вопрос в том, какой капитализм возможен в России.

На основании вышеизложенного можно сделать предварительный вывод, что для России необходима разработка особенной национальной модели цивилизационного уклада, обьединяющего достижения социализма и капитализма. По аналогии с капитализмом в Японии, который иногда называют “конфуцианским”, этот социально-экономический строй можно было бы назвать “русско-российским” или “православно-евразийским” капитализмом. Но главная трудность и проблема в том, что русско-российская модель капитализма необходимо должна вобрать в себя, ассимилировать все рациональное из советского периода социально-экономического развития России. По этой причине русско-российский капитализм обречен быть народно-государственным. Но при этом идея “законченного” социализма не отбрасывается, а в форме концепции постиндустриального демократического социализма включается в проект в качестве ближайшей исторической перспективы. На основе такой идеологии можно, как мы надеемся, придти к консенсусу с коммунистически настроенной частью интеллектуальной элиты и населения.

В заключительном концептуальном блоке проекта предлагается дать описание проекта-сценария развития России в контексте геополитического расклада сил на мировой арене и, особенно, возможного “столкновения цивилизаций” (С.Хантингтон). Смысловым центром данного блока является философско-культурологическая концепция конфликтологии мировых цивилизаций-культур. На ее основе актуализируется идея “русско-сибирской культуры” (О.Шпенглер) как элемент более общей евразийской доминанты русско-российской идентичности. Предлагается, основанная на презумпции “многополярного мира” модель нового миропорядка и соответствующий ей проект модернизации ООН.

Общий ответ на вопрос “Что делать?” будет звучать так: необходима интеллектуальная, духовная и культурная мобилизация граждан России на основе новой национальной и культурно-цивилизационной идентичности, в целях возрождения отечественной промышленности, перехода к научно- индустриальному типу производства и успешного противостояния на международной арене переделу мира “по-американски”, конфликтам цивилизаций XXI века.

Важной законодательной инициативой в рамках Проекта может быть объединение находящихся в разработке законопроектов по усилению борьбы с коррупцией и криминализацией общества. Предлагается оформить их идеологически так, чтобы придать им мобилизационную направленность.

Стратегия реализации проекта.

Проект может быть использован для дополнительной интеллектуальной легитимизации идеологии политических движений и организаций, ориентированных на культуру и ценности центризма, синтез идей демократии и патриотизма за счет включения ее в смысловой контекст отечественной философско-идеологической традиции осмысления истории России и современных версий теории модернизации, для придания им имиджа организаций, претендующих на интеллектуально-идеологическое лидерство в российской политике, способных предложить новый курс реформ и стратегию модернизации России и на этой основе стать центром кристаллизации интеллектуальной, культурной и политической элиты, инициировать консолидацию населения России в единую русско-российскую нацию.

Концептуальные и программные разработки “Русско-российского проекта”, по нашему мнению, должны изначально быть настроены на диалог и вариативность. По форме и содержанию это есть преимущественно духовно-идеологическая программа. Поэтому его практическая реализация может опираться на поддержку организаций центристской и государственно-патриотической ориентации: “Российское движение политического центризма” С.Сулакшина, “Духовное наследие” А. Подберезкина, “Отечество” Ю. Лужкова, “Российский общенародный союз” С. Бабурина. Полезными могут быть дискуссии с идеологами НПСР и КПРФ по поводу соотношения капитализма и социализма, а также с НДР и “Яблоко”по вопросу понимания сущности консерватизма, либерализма и их взаимосвязи.

В рамках “Русско-российского проекта” Программно-аналитический институт Фонда “РОСС-ХХI век” планирует следующее:
> подготовка текста законопроекта “О защите и развитии русско-российской идентичности” и проведение на этой основе общенациональной дискуссии;
> выпуск статей, дайджестов, аналитических и публицистических брошюр по основным концептуальным блокам проекта;
> организация международной конференции “П.А.Столыпин и стратегия модернизации России”;
> проведение в Саратове Всероссийской научно-практической конференции “Кризис национальной и культурно-цивилизационной идентичности в России и пути его преодоления”;
> проведение областных и межрегиональных конференций, “круглых столов”, публичных дискуссий, презентаций, пресс-конференций и т.п.;
> разработка сценария и участие во всероссийской рекламно-идеологической акции “Русско-сибирская цивилизация”;
> организация по ИНТЕРНЕТ международной конференции по теме “Конфликтология мировых цивилизаций”.

Реализация “РРП” будет осуществляться только в комплексе с социологическим мониторингом по программе “Самосознание российской нации”, необходимым для отслеживания и корректировки его эффективности. Социологическое обеспечение “Русско-российского проекта” имеет целью исследование идейно-политических ориентаций интеллигенции, идеологических установок региональных политических и интеллектуальных элит, населения России.

Русско-российсский проект является по своей форме и внутренней структуре и диалогически открытой концепией. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц, экспертов и идеологов всех направлений к участию в формах соавторства, содержательного обсуждения и критики.

Административный руководитель Проекта - Санатин Владимир Петрович, директор Саратовского ФРПЦ “РОСС-ХХI век”
Научный руководитель Проекта - Ососков Александр Сергеевич, директор Программно-аналитического института ФРПЦ “РОСС-ХХI век”

410600, Саратов, ул. Яблочкова, 12 Тел. (845-2) 24-70-35, 69-37-40, 44-12-71

Обсудить

Комментарии:

 

Загружается, подождите...